БОУП Управление ЖКХ
Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

ВОПРОС:

Может ли житель сельской местности отказаться заключать договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, если услугами по вывозу мусора он не пользуется?

ОТВЕТ:

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16.07.2008 № 405-З (далее – Закон № 405-З), жилищно-коммунальные услуги классифицируются на основные и дополнительные.

Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – постановление № 99), услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке в соответствии с договором.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 18 Закона № 405-З потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг. Отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов от внесения платы за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги (статья 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

Типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО утвержден постановлением № 99. Данный вид договора в соответствии с Законом      № 405-З является публичным, в этой связи, независимо от факта его заключения плата за данную основную жилищно-коммунальную услугу начисляется и предъявляется к оплате.

Пунктом 8 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» предусмотрено, что собственники отходов обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В частности, пластик, стекло, полиэтилен и т.д. не подлежат утилизации путем сжигания, они должны доставляться в санкционированные места хранения отходов. Такие санкционированные места может предоставить только специализированная организация, осуществляющая деятельность по обращению с коммунальными отходами. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местными исполнительными и распорядительными органами для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированное место хранения отходов потребления для граждан может быть специально оборудованная площадка с контейнерами или специальное транспортное средство (мусоровоз) для объезда частных домовладений.

Единственным условием, при котором граждане, имеющие в собственности жилые дома, вправе отказаться от оказания услуги по обращению с ТКО является отсутствие у исполнителя услуги технической возможности (средств), позволяющей на практике не оказывать данную услугу конкретному потребителю.

Если одна из сторон, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (статья 15 Закона  № 405-З и статья 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Кроме того, отказ частных домовладельцев от заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО - это нарушение действующего законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами, что влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности в соответствии со статьей 15.63 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.